Вторая половина 19-го века характерна для царской России всё большим развитием торгово-промышленного капитала, несущего определённые изменения в жизнь населения страны, её социального состава и характера. Историческая обстановка Западной Сибири этого периода авторами "Очерков истории
города Томска (1604-1954)" определяется так: "Сила экономического развития страны, втягивающая Россию на путь капитализма, поражение царизма в Крымской войне 1853-56 годов и рост крестьянского движения ускорили падение крепостного права 1861 году... В Сибири не было помещичьего землевладения и крепостных помещичьих крестьян. Основная масса крестьян в Сибири сидела на казённых землях. По манифесту 19 февраля 1861 года во всей Сибири было освобождено 3700 крепостных, из них около 900 человек - дворовых. Но зато влияние реформы 1861 года на Сибирь было огромно в другом отношении: в Сибирь хлынул значительный поток переселенцев из губерний центральной России. С1858 года по 1897 год численность русского населения в Сибири возросла с 2,3 млн. человек до 4,9 млн. человек.
Приток населения в Сибири ведёт к значительному расширению торговли, а это, в свою очередь, влияет на развитие транспорта. Для Среднего Приобья, главными путями передвижения которого были реки, а средствами перемещения водный транспорт, расширение торгово-промышленного капитала заметнее всего проявлялось именно здесь: на смену парусному и вёсельному флоту в начале 60-х годов пришли первые суда с механическими двигателями. Уже в 1853 году группа купцов в составе Марьина, Кондинского, Хаминова и Теукова, образовав компанию, выписала из Бельгии пароход с двигателем в 100 лошадиных сил. Он был назван "Ермаком" и совершал рейсы от Томска до Тюмени и Барнаула. Поддерживая инициативу компании Марьина по расширению движения речного транспорта на Оби и Томи, томский купец Мясников основал несколько пристаней, в том числе в 1854 году первую пароходную пристань в Колпашевском. Это играло свою положительную роль, притягивая к пристани
Колпашева всех, кто проезжал мимо или думал отправить имеющиеся у него излишки продуктов для торговли, тем более что совершающий регулярные рейсы "Ермак" заходил в
Колпашево. Здесь он забирал и ссаживал пассажиров поселений Кетской волости, загружался грузами, которые местные купцы направляли для продажи в Томск и Тюмень. Всё это приносило и пароходной компании, и владельцам пристани, и торговцам барыши, получаемые за счёт гнёта и насилия нарымского населения. Случилось, однако, так, что "Ермак" просуществовал недолго. Уже в 1855 году, идя из Тобольска на Томск, он затонул.
С гибелью "Ермака", однако, пароходное сообщение на Оби не прекратилось. На смену первенцу Обского бассейна пришли другие пассажирские и товарные суда, количество которых с каждой навигацией становилось всё больше. Так, в 1863 году обские воды бороздило уже 15 речных судов, в 1884 году на реках Обь-Иртышского бассейна было 55 пароходов, а ещё через 10 лет, в навигацию 1894 года, между Тобольском и Томском курсировало 119 пароходов и около 400 барж. Все они проходили мимо
Колпашевской пристани, количество жилых построек которой и количество жителей увеличивалось с каждым годом всё больше. Особенно заметно повысился приток жителей в Кетскую волость после отмены крепостного права 1861 года и польского восстания 1863 года. Об этом убедительно говорят нижеследующие данные Государственного архива. Рассмотрим их в сопоставлении 1850 и 1894 годов. Поданным архивных документов, в 1850 году в Колпашевском проживало около 320-350 человек (разница в цифрах вызвана прибывающей и убывающей частью населения). О том, какое количество населения проживало в Кетской волости и в Колпашевском в конце 19-го века, видно по следующим данным Государственного архива за 1894 год:
Из этой таблицы видно, что за неполных 50 лет второй половины 19-го века количество населения Колпашевского увеличилось почти в 1,5 раза.
Как уже было сказано, увеличению населения Среднего Приобья способствовали отмена крепостного права и развитие речных путей сообщения в Сибири. К этому следует прибавить и то, что к концу века была в основном построена и сдана в эксплуатацию Транссибирская железнодорожная магистраль. В 1898 году железнодорожная ветка подошла к Томску, что позволило царскому правительству использовать её в своих интересах. Согласно статистике, в Сибирь направлялось по 18-20 тысяч ссыльных ежегодно. Многие из них по-прежнему определялись на поселение в Нарым, Тогур, Колпашевское и другие населённые пункты Кетской волости.