Диагностика и ремонт. Антиблокировочная система тормозов ( АБС) автомобиля Газель, Соболь.
На автомобилях Соболь и Газель установлена антиблокировочная система тормозов (АБС) серии 5.3 фирмы "ВОSСН". АБС особенно эффективна во время экстренного торможения на дорогах с различным покрытием как с однородным так и с переменным (например, асфальт-лёд) и предотвращает абсолютную блокировку колёс, находящихся в менее жестких по сцеплению условиях (на льду), надёжно обеспечивая самый минимальный тормозной путь автомобиля для текущего дорожного покрытия при надёжном сохранении его устойчивости и стабильной управляемости. При срабатывании АБС на тормозной педали ощущаются пульсирующие колебания.
На автомобилях Соболь и Газель установлена антиблокировочная система тормозов (АБС) серии 5.3 фирмы "ВОSСН". АБС особенно эффективна во время экстренного торможения на дорогах с различным покрытием как с однородным так и с переменным (например, асфальт-лёд) и предотвращает абсолютную блокировку колёс, находящихся в менее жестких по сцеплению условиях (на льду), надёжно обеспечивая самый минимальный тормозной путь автомобиля для текущего дорожного покрытия при надёжном сохранении его устойчивости и стабильной управляемости. При срабатывании АБС на тормозной педали ощущаются пульсирующие колебания.
Электрическая часть системы АБС состоит из 4-х датчиков угловой скорости вращения колёс, установленных в колёсных узлах данного автомобиля, гидроагрегата со встроенным электронным блоком управления в моторном отсеке слева, сигнализатора неисправности АБС в комбинации приборов и жгута АБС.
Цепь питания АБС подключена непосредственно к бортсети автомобиля через отдельный предохранитель 60А в блоке предохранителей F41 и через замок зажигания и предохранитель 10А в блоке предохранителей F42.
При каждом включении зажигания сигнализатор загорается на две секунды, а затем через несколько секунд гаснет, что подтверждает работоспособность и исправность всех цепей системы АБС. А в случае постоянного горения сигнализатора или его эпизодическое загорание в движении точно указывает на неисправность в системе АБС (при этом рабочая тормозная система сохраняет работоспособность как без АБС).
Работы по устранению неисправностей АБС необходимо производить только на специализированных станциях технического обслуживания.
Проверка работы с помощью диагностической программы
Диагностирование АБС тормозов производится с использованием специальной диагностической программы с подключением к электронному блоку управления (ЭБУ) персонального компьютера (ПК) через последовательный порт с помощью кабеля со встроенной оптоэлектронной развязкой.
1.Подсоединить диагностический кабель к персональному компьютеру и к диагностическим колодкам системы управления двигателем и АБС (рис.2,3)
Включить зажигание.
Запустить на ПК диагностическую программу (см. схему запуска диагностической программы рис.4).
Произвести считывание кодов неисправностей, зафиксированных ЭБУ с экрана компьютера. Обозначение кодов неисправностей, их причины и способы устранения приведены в таблице 1.
Выйти из программы в обратной последовательности.
Выключить зажигание и отсоединить соединительный кабель от диагностического разъема автомобиля.
Требования к ПК - компьютер типа IBM PC с процессором серии 486 и выше.
Рис.2. Схема подключения компьютера к ЭБУ АБС
Рис.3. Схема подсоединения переходника
Рис.4. Схема запуска диагностической программы и вывода на экран ПК кодов неисправностей, зафиксированных ЭБУ АБС
Примечание. Управление программой осуществляется кнопками:
"ЕNTER"- переход на уровень вперед;
"ESC"- переход на уровень назад;
"вверх", "вниз"- выбор пункта из списка меню.
2. После устранения неисправностей проверить работу АБС в следующей последовательности:
-Включить зажигание (при этом контрольная лампа АБС должна вспыхнуть и погаснуть);
-Запустить двигатель и проехать на автомобиле со скоростью не более 10 км/час в течение 1-2 минут. Контрольная лампа АБС не должна гореть.
Прокачка гидропривода тормозов с помощью компьютерной диагностической программы
Примечание.
Прокачка с помощью программы необходима в следующих случаях:
-после замены гидроагрегата тормозов;
-при попадании воздуха во вторичный контур из первичного в момент срабатывания АБС.
Внимание! В процессе прокачки следить за наличием жидкости в бачке, не допуская снижения уровня в бачке ниже отметки "MIN"
1. Снять датчик уровня тормозной жидкости с бачка главного тормозного цилиндра.
Проверить уровень тормозной жидкости в бачке (рис. 5). При необходимости долить тормозной жидкости до максимальной отметки.
2.Подключить компьютер к ЭБУ АБС (рис 2)
Включить зажигание.
Запустить диагностическую программу для прокачки гидропривода тормозов ( см. схему запуска диагностической программы рис. 6).
Рис. 5. Проверка уровня тормозной жидкости
Рис. 6. Схема запуска диагностической программы
Примечание. Управление программой осуществляется кнопками:
- "ЕNTER" - переход на уровень вперед;
- "ESC" - переход на уровень назад;
- "вверх", "вниз" - выбор пункта из списка меню.
Рис.7. Прокачка цилиндра
3.Диалоговое окно "Seguenz ABC" предлагает прокачать заднюю ветвь гидропривода тормозов без пуска клапанов гидроагрегата, при этом необходимо:
снять колпачок с клапана прокачки правого заднего цилиндра, установить и закрепить на клапане шланг для слива жидкости (см. рис.7);
опустить противоположный конец шланга в емкость с тормозной жидкостью;
нажать 3-5 раз на педаль тормоза и, удерживая педаль нажатой, отвинтить клапан на 1/2 - 3/4 оборота;
после того, как педаль уйдет вперед до упора, вытеснив порцию тормозной жидкости из системы в емкость, завинтить клапан.
Повторять вышеуказанные операции, до тех пор, пока из клапана не пойдет жидкость без пузырьков воздуха, своевременно доливая жидкость в бачок.
Рис. 8. Прокачка вторичного контура гидроагрегата
4.Нажать кнопку "ЕNTER". На экране появится информация о прокачке вторичного контура гидроагрегата АБС через задний правый колесный цилиндр.
Действия:
-в течение работы клапанов гидроагрегата (?30 сек) качать педаль тормоза, открывая клапан прокачки на 1-2 сек. при каждом нажатии на педаль тормоза (рис.8);
-завинтить клапан прокачки правого заднего колесного цилиндра при нажатой педали.
5. Прокачать последовательно:
левую ветвь заднего контура, правый и левый передние контуры гидропривода тормозов (см.п. 3-4).
6. Выйти из программы в обратной последовательности.
Выключить зажигание и отсоединить кабель компьютера от диагностического разъема автомобиля.
Диагностика работы АБС с помощью контрольной лампы.
Примечание. Все неисправности, возникающие в процессе работы, фиксируются в системе ЭБУ
При включении зажигания система самодиагностики ЭБУ начинает работать в рабочем режиме - контрольная лампа (рис. 2) загорается на 2 - 5 сек и, если система самодиагностики не определила неисправности в системе управления АБС, лампа гаснет.
Горящая лампа в рабочем режиме (в том числе и при движении автомобиля) сигнализирует о наличии неисправности (неисправностей), определенной системой самодиагностики.
Коды неисправностей можно считывать из памяти ЭБУ с помощью контрольной лампы, если задать ЭБУ режим вывода диагностической информации. В этом режиме система самодиагностики управляет включением/выключением контрольной лампы, высвечивая хранящиеся в памяти коды неисправностей.
Рис.9. Схема замыкания перемычкой контакт L линии
1.Для проведения работ необходимо:
-замкнуть перемычкой контакт L-линии диагностического разъема на "массу" рис.9);
-включить зажигание.
Рис.10. Контрольная лампа АБС
Снять и зафиксировать показания диагностической информации, выдаваемые контрольной лампой. Каждой неисправности соответствует свой световой код из определенного количества включений контрольной лампы (табл.2).
Диагностика отказов происходит в следующей последовательности:
- один раз показывается зафиксированный ЭБУ код неисправности (например, коду 10 соответствует десять коротких включений с интервалом около 0,5 сек, длинная пауза, около 2 сек, определяет конец кода), после чего осуществляется переход к следующему коду неисправности, если одновременно зафиксировано несколько неисправностей;
- после показа всех кодов неисправностей и паузы около 2 сек. цикл их показа повторяется.
1.После замены гидроагрегата необходимо проверить идентификационный номер программного обеспечения блока управления АБС
2.Прокачать гидропривод тормозов с помощью компьютерной диагностической программы
Снятие гидроагрегата
Для снятия необходимо:
Рис.11. Отсоединение колодки проводов жгута АБС от штекерного разъема электронного блока управления гидроагрегата
1.Выдвинуть фиксатор до упора и отсоединить колодку проводов жгута АБС от штекерного разъема электронного блока управления гидроагрегата (рис.11).
Рис. 12. Отсоединение трубопроводов
2.Отсоединить пять трубопроводов (рис.12).
3.Заглушить отверстия в гидроагрегате заглушками.
При установке!.
Затянуть пять соединительных гаек крепления трубопроводов к гидроагрегату моментом 14-16 Н м (1,4-1,6 кгс м ).
Внимание! Гайки имеют разную резьбу. Изменение точек подсоединения не допускается.
Рис.13. Точки крепления гидроагрегата
При установке! Затянуть две гайки крепления гидроагрегата к кронштейну моментом 8-9 Н м (0,8 - 0,9 кгс м).(Рис.13).
Проверка идентификационного номера программного обеспечения блока управления АБС
Примечание.
Проверка производится с использованием специальной диагностической программы с подключением к ЭБУ АБС персонального компьютера (рис.15) через последовательный порт с помощью кабеля со встроенной оптоэлектронной развязкой.
Требования к ПК - компьютер типа IBM PC с процессором серии 486 и выше.
1. Подсоединить диагностический кабель к персональному компьютеру и к диагностическим колодкам системы управления двигателем и АБС.
Включить зажигание.
2. Запустить на ПК диагностическую программу и вывести на экран идентификационный номер программного обеспечения блока управления АБС.
Идентификационный номер для автомобилей "Соболь" - ВВ 028158.
Несоответствие номера указывает на то, что на автомобиль установлен гидроагрегат с другим программным обеспечением.
Рис.14. Схема проверки идентификационного номера программного обеспечения блока управления АБС
3.Выйти из программы в обратной последовательности.
Выключить зажигание и отсоединить соединительный кабель от диагностического разъема автомобиля.
Примечание. Управление программой осуществляется кнопками:
"ЕNTER" - переход на уровень вперед;
"ESC" - переход на уровень назад;
"вверх", "вниз" - выбор пункта из списка меню.
Датчик АБС задних колес
Проверка работы датчиков с помощью встроенной контрольной лампы.
Примечание: о неисправности в работе датчиков свидетельствует горящая контрольная лампа на панели приборов.
Коды неисправностей датчиков приведены в таблице 4
Замена датчика АБС задних колес
Для замены необходимо:
Рис.15. Замена датчика АБС задних колес
1.Разъединить колодку проводов жгута АБС и датчика (рис. 15).
2.Отсоединить три поддержки провода от крепежных скоб.
3.Вывинтить винт крепления датчика и вынуть датчик из отверстия цапфы.
При установке!
Винт крепления датчика затянуть моментом 7-10 Н м (0,7 - 1,0 кгс м).
Датчик АБС передних колес
Примечание: О неисправности в работе датчиков свидетельствует горящая контрольная лампа на панели приборов.
Проверку работы датчиков с помощью встроенной контрольной лампы диагностической программы.
Коды неисправностей датчиков приведены в таблице 5
Таблица 5
Коды неисправностей, связанных с датчиком передних колес АБС.
Замена датчика АБС передних колес. на автомобиле "Соболь"
Для замены необходимо:
Рис.16. Замена датчика АБС передних колес автомобиля "Соболь"
1.Разъединить колодку проводов жгута АБС и датчика (рис.16)
2.Отсоединить три поддержки провода от крепежных скоб.
3.Вывинтить винт крепления датчика и вынуть датчик из отверстия стойки.
При установке!
Винт крепления датчика затянуть моментом 7-10 Н м (0,7 - 1,0 кгс м).
Замена датчика АБС передних колес автомобиля "ГАЗель"
Для замены необходимо:
Рис.17. Замена датчика АБС передних колес автомобиля "ГАЗель"
1. Разъединить колодку проводов жгута АБС и датчика (рис.17).
2. Отсоединить три поддержки провода от крепежных скоб.
3. Вывинтить винт крепления датчика и вынуть датчик из отверстия поворотного кулака.
При установке!
Винт крепления датчика затянуть моментом 7-10 Н м (0,7 - 1,0 кгс м).
ВНИМАНИЕ!!!!! ВНИМАНИЕ!!!!!
Участились случаи закипания двигателей на автомобилях при температурах около 90С. И данный дефект стал охватывать большое количество автомобилей в разных регионах, по нашей практике были сделаны неутешительные выводы:
Диагностика и ремонт. Антиблокировочная система тормозов ( АБС) автомобиля Газель, Соболь.
На автомобилях Соболь и Газель установлена антиблокировочная система тормозов (АБС) серии 5.3 фирмы "ВОSСН". АБС особенно эффективна во время экстренного торможения на дорогах с различным покрытием как с однородным так и с переменным (например, асфальт-лёд) и предотвращает абсолютную блокировку колёс, находящихся в менее жестких по сцеплению условиях (на льду), надёжно обеспечивая самый минимальный тормозной путь автомобиля для текущего дорожного покрытия при надёжном сохранении его устойчивости и стабильной управляемости. При срабатывании АБС на тормозной педали ощущаются пульсирующие колебания.
Перегрев двигателя может стать причиной довольно серьёзного ремонта автомобиля, а точнее ремонта двигателя, который может не ограничится простой заменой прокладки под головкой блока, а как правило требует обязательного ремонта головки блока, включая проверку головки на плоскости для того, чтобы ремонт автомобиля не затянулся на многократный демонтаж и монтаж головки блока. Так же необходимо осмотреть поверхности цилиндров на необходимость принятия решения на более серьёзный ремонт двигателя, при значительном задире гильз и нарушения целостности поршней, котрые не подлежат ремонту а требуют замены и подгонке к каждому цилиндру.
Особенности частичной разборки двигателя при ремонте автомобиля
Частичная разборка двигателя, в процессе ремонта автомобиля, применяется, в основном, для выполнении текущего ремонта двигателя, когда нет повреждений коленчатого вала и блока цилиндров. Наиболее часто ремонт автомобиля с частичной разборкой двигателя включает снятие головки блока, поддона картера, поршней с шатунами, а также шкивов и передней крышки блока. В целом работы по частичной разборке во время ремонта автомобилей мало отличаются от уже описанных выше работ по снятию и разборке двигателя, но имеют свои особенности.
Во время ремонта двигателя часто приходится снимать поршни с шатунов. Эта работа осуществляется различными способами в зависимости от конструкции поршня - с плавающим или запрессованным в шатун пальцем. Осуществляя ремонт автомобилей и ремонт двигателей в конструкциях с плавающим пальцем необходимо вначале снять стопорные кольца из канавок в отверстиях поршня. Для этого под
стопорное кольцо заводится остро отточенный инструмент, которым кольцо аккуратно поддевается и вынимается из канавки.
Основным из важных узлов, который требует обязательной разборки при выполнении сложного ремонта автомобиля и ремонта двигателя, являются головка блока цилиндров, которая оказывает серьёзное влияние на правильную работу двигателя. Обязательность его разборка диктуется необходимостью тщательной проверки состояния деталей - износов, зазоров в сопряжениях и деформаций, тем самым обеспечение должного качества ремонта двигателя автомобиля.
Достаточно большие проблемы в ремонте автомобилей и ремонте двигателей возникают иногда при отворачивании центрального болта (гайки) шкива коленчатого вала. Эта операция требует специального инструмента для ремонта автомобилей и ремонта двигателей - торцевых ключей, желательно с квадратом на 3/4. Прежде всего, необходимо застопорить коленчатый вал относительно блока цилиндров.
Наиболее удобно использовать здесь заостренный рычаг, опирающийся с одной стороны, на болт, вставленный в отверстие заднего фланца двигателя, и с другой - на зубья маховика.
Демонтаж головки блока и поршевых групп при ремонте двигателя
Одним из важных технологических операций в ремонте автомобилей и ремонте двигателя является снятие и дефектация головки блока и поршневой группы. Чтобы снять головку блока, необходимо отвернуть ее болты. На некоторых двигателях момент затяжки болтов очень высок, особенно у болтов, работающих на пределе текучести. При отворачивании таких болтов желательно соблюдать определенные правила по ремонту автомобилей и ремонту двигателей, предохраняющие болты от повреждения и поломок: