Toyota Corolla 1992-1998 года выпуска
Рабочий объем цилиндров:
– двигатели модели 4T-FE 1,3 л (1332 см3)
– двигатели модели 4A -FE 1,6 л (1587 см3)
– двигатели модели 7A-FE 1,8 л (1762 см3)
Компрессия в цилиндрах (при 250 об/мин):
– номинальное значение:
• для двигателей 1,3 л от 11,1 кГс/см2
• для двигателей 1,6 и 1,8 л 11,5 кГс/см2
– предельно допустимое давление компрессии 8,5 кГс/см2
Давление масла (на прогретом двигателе):
– на холостом ходу не менее 0,25 кГс/см2
– при 3000 об/мин 2,1 – 4,3 кГс/см2
Головка блока цилиндров
Предельно допустимая деформация разъемной плоскости под прокладку блока цилиндров 0,05 мм
Предельно допустимая деформация разъемной плоскости под всасывающий и выпускной коллекторы 0,10 мм
Блок цилиндров
Предельно допустимая деформация разъемной плоскости с головкой цилиндров 0,05 мм
Внутренний диаметр цилиндра, для двигателей 1,3 л:
– стандартный:
• группа 1 74,00 – 74,01 мм
• группа 2 74,01 – 74,02 мм
• группа 3 74,02 – 74,03 мм
– предельный 74,22 мм
Внутренний диаметр цилиндра, для двигателей 1,6 и 1,8 л:
– стандартный:
• группа 1 81,00 – 81,01 мм
• группа 2 81,01 – 81,02 мм
• группа 3 81,02 – 81,03 мм
– предельный 81,23 мм
Предельная конусность и овальность 0,02 мм
Клапаны и пружины клапанов
Ширина кромки головки клапана:
– стандартная 0,78 –1,19 мм
– предельная 0,5 мм
Диаметр стержня:
– впускных клапанов 5,970 – 5,985 мм
– выпускных клапанов 5,965 – 5,980 мм
Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой:
– впускных клапанов:
• стандартный 0,025 – 0,060 мм
• предельный 0,080 мм
– впускных клапанов
• стандартный 0,030 – 0,065 мм
• предельный 0,100 мм
Пружины:
Предельное отклонение от вертикали 2,00 мм
Длина пружины клапана в свободном состоянии:
– для двигателей 1,6 и 1,8 л 42,40 мм
– для двигателей 1,3 л 39,85 мм
Коленвал и шатуны:
Диаметр шатунной шейки:
– для двигателей 1,3 и 1,6 л 39,98 – 40,00 мм
– для двигателей 1,8 л 47,99 – 48,00 мм
Предельная конусность и овальность 0,005 мм
Зазор в коренных подшипниках:
– стандартный:
• для двигателей 1,3 л 0,015 – 0,048 мм
• для двигателей 1,6 л 0,020 – 0,050 мм
• для двигателей 1,8 л 0,020 – 0,043 мм
– предельный 0,078 мм
Осевой люфт шатунов:
– стандартный:
• для двигателей 1,3 л 0,15 – 0,35 мм
• для двигателей 1,6 и 1,8 л 0,15 – 0,25 мм
– предельный:
• для двигателей 1,3 л 0,45 мм
• для двигателей 1,6 и 1,8 л 0,30 мм
• диаметр коренной шейки:
– для двигателей 1,3 л 46,98 – 47,00 мм
– для двигателей 1,6 и 1,8 л 47,98 – 48,00 мм
Предельная конусность и овальность 0,020 мм
Зазор в коренных подшипниках:
– стандартный 0,015 – 0,031 мм
– предельный 0,078 мм
Осевой люфт:
– стандартный:
• для двигателей 1,3 л 0,020 – 0,20 мм
• для двигателей 1,6 и 1,8 л 0,15 – 0,22 мм
– предельный 0,30 мм
Толщина упорных полуколец 2,44 – 2,49 мм
Поршни и кольца
Диаметр поршня
– для двигателей 1,3 л:
• группа 1 73,90 – 73,91 мм
• группа 2 73,91 – 73,92 мм
• группа 3 73,92 – 73,93 мм
– для двигателей 1,6 и 1,8 л:
• группа 1 80,90 – 80,91 мм
• группа 2 80,91 – 80,92 мм
• группа 3 80,92 – 80,93 мм
Зазор между поршнем и цилиндром:
– стандартный 0,084 – 0,104 мм
– предельный 0,130 мм
Зазор в стыке поршневых колец, для двигателей 1,3 л:
– кольцо N1 (верхнее компрессионное):
• стандартный 0,26 – 0,36 мм
• предельный 0,95 мм
– кольцо N2 (нижнее компрессионное):
• стандартный 0,15 – 0,30 мм
• предельный 0,98 мм
Зазор в стыке поршневых колец, для двигателей 1,6 и 1,8 л:
– кольцо N1 (верхнее компрессионное):
• стандартный 0,25 – 0,35 мм
• предельный 1,04 мм
– кольцо N2 (нижнее компрессионное):
• стандартный 0,35 – 0,50 мм
• предельный 1,20 мм
Зазор между кольцом и канавкой в поршне:
– кольцо N1 (верхнее компрессионное): 0,045 – 0,083 мм
– кольцо N2 (нижнее компрессионное): 0,030 – 0,070 мм
Моменты затяжки в (Н.м.)
см. также подраздел 3.1.1.1.
Болты крепления крышек коренных подшипников 54
Гайки и болты крышек шатунных подшипников:
– для двигателя 1,3 л 35
– для двигателя 1,6 л:
• 1-й этап затяжки 27
• 2-й этап затяжки довернуть на 90°
– для двигателя 1,8 л:
• 1-й этап затяжки 22
• 2-й этап затяжки довернуть на 90°
Новый раздел
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Виды износа коренных и шатунных подшипников
A. Усталостный износ (стрелками указаны кратеры или карманы)
B. Царапины из-за попадания грязи
(стрелками указаны места внедрения грязи
в материал покрытия)
C. Чрезмерный износ (стрелкой указано вытирание покрытия подшипника со всей поверхности) D. Неправильная установка подшипника (стрелками указаны блестящие (отполированные участки)
E. Недостаточная смазка (стрелками указано вытирание покрытия подшипника)
F. Конусность шеек (стрелкой указано место образования буртика на кромке подшипника)
Места нанесения размерных групп вкладышей и шеек на двигателях 1,6 и 1,8 л
1. На блоке цилиндров: места нанесения меток 1, 2 или 3
2. На коленвале: метки 0, 1 или 2
3. На вкладышах: метки размерной группы (от 1 до 5)
Проверка
Несмотря на то, что коренные и шатунные подшипники при капитальном ремонте двигателя подлежат обязательной замене, бывшие в эксплуатации подшипники следует хранить по месту их установки для тщательной проверки, поскольку следы износа на этих деталях позволяют восстановить общее состояние двигателя.
Причинами разрушения подшипников коленчатого вала являются недостаточная смазка, присутствие грязи и посторонних частиц, перегрузка двигателя и коррозия. Независимо от причины, вызвавшей разрушение подшипников, ее следует устранить до окончательной сборки двигателя, чтобы избежать повторных повреждений этих деталей.
При проверке состояния подшипников их надо достать из посадочных мест (из блока цилиндров, крышек коренных подшипников коленчатого вала, шатунных крышек и шатунов) и выложить на чистой поверхности в таком же порядке, в котором они были установлены на двигателе. Это позволит установить соответствующую опору коленчатого вала, в которой подшипник подвергся усиленному износу.
Грязь и посторонние частицы попадают в двигатель по разным причинам, в процессе сборки, через фильтры или систему вентиляции картера. Загрязнения могут также попасть в масло, а из него – в подшипники. Зачастую в загрязнениях присутствуют металлические частицы от механической обработки деталей двигателя, или вследствие износа при нормальной работе двигателя. Иногда в загрязнениях присутствуют остатки абразивных материалов после проведения притирочных и шлифовальных работ, особенно при недостаточной промывке и прочистке двигателя после окончания работ. Независимо от причины происхождения посторонние загрязнения обычно внедряются в мягкий сплав подшипника и легко различимы. Крупные частицы не смогут внедриться в подшипник и приводят к появлению царапин и задиров на поверхностях как подшипника так и шеек коленвала. Лучшим способом предупреждения такого износа является тщательная промывка деталей и поддержание безупречной чистоты при сборке двигателя. Для предупреждения преждевременного износа также рекомендуется чаще менять масло и фильтры.
Недостаточная смазка двигателя ("масляное голодание") может быть обусловлена целым рядом взаимосвязанных причин. К ним относятся перегрев двигателя (вызывает разжижение масла), перегрузки (вызывают выдавливание масла с поверхности подшипников) и снижение давления из-за утечки (выброса) масла (из-за повышенных зазоров в подшипниках, износа масляного насоса, большой частоты вращения коленчатого вала). Причиной ускоренного износа подшипников коленчатого вала также является блокирование масляных каналов, обычно вследствие несовмещенности смазочных отверстий в подшипнике и деталях его корпуса, что вызывает недостаточную смазку и выход из строя. Когда причиной разрушения является недостаточная смазка происходит вытирание или выдавливание материала покрытия подшипника со стальной основы. Температура возрастает до такого уровня, что от перегрева происходит выкрашивание стальной основы подшипника, которая приобретает голубоватый оттенок.
Долговечность подшипников коленчатого вала также существенно зависит от навыков вождения и характера передвижения. Подшипники испытывают повышенные нагрузки при движении на малой скорости при включенной повышенной передаче. При повышенных нагрузках происходит выдавливание масляной пленки. Подшипники испытывают изгибные деформации, при которых образуются микротрещины (усталостный износ). Как правило происходит отрыв покрытия подшипника от стальной основы в виде мелких частиц. Поездки на небольшие расстояния могут являться причиной коррозионного износа подшипников, так как из-за недостаточного прогрева не успевают удалиться сконденсированная влага и газы, вызывающие коррозию. Эти компоненты накапливаются в масле, вызывая образование кислот и нерастворимых осадков. По мере поступления масла к подшипникам происходит коррозия под воздействием кислот, вызывая разрушение подшипников и выход из строя.
Выход подшипников из строя может также быть обусловлен неправильной установкой при сборке двигателя. Слишком малый зазор в подшипниках является причиной недостаточной смазки и повышенного износа. Грязь и посторонние частицы, попавшие под тыльную сторону подшипника, вызывают неравномерное его прилегание и преждевременный выход из строя.
Отбор
Если бывшие в эксплуатации подшипники изношены или имеют повреждения, или зазор в подшипниках не соответствует норме (см. подраздел 3.1.2.17 и подраздел 3.1.2.19), то для отбора подшипников надо выполнить определенные мероприятия, которые описаны ниже. Тем не менее, если коленвал перешлифовывался, надо устанавливать новые ремонтные вкладыши, – в этом случае описываемые процедуры не применять! В мастерской, в которой ремонтировался коленвал, помогут вам в выборе вкладышей подходящего размера. Независимо от способа определения размера вкладышей измерьте зазор в подшипниках с помощью пластмассовой калибровочной проволоки. Это измерения являются определяющими при установке вкладышей.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Коренные подшипники
1. Если понадобятся вкладыши стандартного размера, то установите вкладыши с тем же номером размерной группы, что и на старых подшипниках (места нанесения номеров указаны на рис. Места нанесения размерных групп вкладышей и шеек на двигателях 1,6 и 1,8 л). (На 1,3 л номера на коленвал не наносятся). Вкладыши коренных подшипников двигателей 1,3 л разбиты на три размерных группы, а вкладыши подшипников двигателей 1,6 и 1,8 л – на две группы.
2. Если номер группы на старых вкладышах установить не удается, то найдите номера размерной группы коренных шеек, которые нанесены на разъемной плоскости блока цилиндров со стороны масляного поддона, а на двигателях 1,6 и 1,8 л – на противовесах коленвала (см. рис. Места нанесения размерных групп вкладышей и шеек на двигателях 1,6 и 1,8 л).
3. На двигателях 1,3 л номер для вкладыша соответствующего цилиндра отштампован на разъемной плоскости блока. Номер размерной группы вкладышей должен соответствовать номеру на блоке цилиндров. На двигателях 1,6 и 1,8 л размерная группа вкладышей соответствующей шейки определяется как сумма номера на блоке цилиндров и номера на противовесе коленвала.
Шатунные подшипники
4. Номер размерной группы стандартных шатунных вкладышей отштампован на крышке шатуна.
Все подшипники
5. Окончательным и решающим этапом при подборе новых шатунных и коренных подшипников является проверка зазора с шейками коленвала. Если возникли какие-либо сомнения в отношении подбираемых деталей, то проконсультируйтесь у поставщика запчастей, или в службе автосервиса дилера.