Два строя жизни
После похода персидского царя Дария против скифов прошло триста или четыреста лет. За это большое время произошли кое-какие переме-ны на северном берегу Чёрного моря, то есть в южной половине нынешней Русской земли. Появились новые греческие города. Сильно выросли и разбогатели города старинные - Ольвия, и Херсонес, и Пантикопея (нынешняя Керчь). В городе Ольвии жило тогда несколько десятков тысяч человек. Среди них были и греки, и скифы, и разные другие народы. Приезжали сюда купцы из разных далёких и близких стран. По Днепру привозили они драгоценные вазы; из-за Кавказа привозили они разные дорогие ткани. Каждый день нагружались греческие корабли хлебом и плыли на всех парусах и на вёслах в Грецию. Город Ольвия сильно разбогател. Да иначе и быть не могло, потому что порядки в нём по-прежнему были хорошие.
Всеми делами, как уже было рассказано, здесь заведовал сам народ, через своих выборных. Эти выборные по-прежнему обсуждали и сочиняли законы, накладывали и отменяли налоги, решали вопросы о мире и о войне. И во всех этих своих делах они давали отчёт народу, который их выбирал. А если что они делали не по его воле и не по его желанию, тогда народ тянул их к ответу, а на их место выбирал новых людей. Скифы очень удивлялись такому устройству государства и говорили жителям Ольвии: "Как вы можете жить без царя?" - На это те отвечали: "А как вы можете жить с царём? Ведь вы на своей шее знаете, что на одного хорошего царя рождается десять худых. Кто может поручиться, что у умного и доброго царя не родится глупый и злой сын? А с вами что будет, коли вы всякому будете давать над собою полную и большую власть? Мы, греки, ставим над собою, выбираем только таких, кого мы видим своими глазами и кого знаем, а вы ставите себе в цари, сами не зная кого, - смотря по тому, кто родится. Мы выбираем людей за их достоинства, а вы только за то, что такой-то человек родился от такой-то матери. Наши выборные во всех делах дают нам отчёт и держат ответ, а ваши цари действуют только по одной своей воле, полновластно, и делают этим много зла своему народу". Так говорили греки.
Скифы слушали и всё-таки стояли на своём, что без царей их царство держаться никак не может. И правда, их царство было царством полудиким и военным. Такому царству, - пока оно такое, а не иное, - нужна чья-нибудь сильная рука, которая крепко бы держала свою власть, а чтобы держалась такая власть, непременно нужна царская сила. Но и это ещё не все. Нужна, кроме того, тёмная, малоосмысленная толпа, которая без рассуждений делала бы всё то, что ей велят. Военное царство без грабежа и разбоя держаться не может, а где есть разбой и грабежи, и сильная рука владыки, - там есть и звериные нравы, кровожадность, жестокость, безжалостность, богатства и всевластие, произвол одних и бедность, унижение и темнота других. Этими способами и держится власть одного человека над множеством других таких же людей. Не так бывает в тех странах, где люди занимаются торговлею да хлебопашеством. Там такие жестокие нравы заметно смягчаются. От них ведь мирному народу лучше жить не будет, а, напротив, будет только одно несчастье для всех. Значит, если уж народ стал заниматься хлебопашеством, так непременно переменяются У него и нравы, и мысли, и государственное устройство, и все порядки его жизни. И сделается это мало-помалу, как бы само собой.
Для греков, которые жили хлебопашеством и торговлею, самовольные и самовластные цари были просто-на- просто невыгодны, потому они и не могли долго держаться в городе Ольвии. А воинственным скифам такие нари были очень выгодны, потому что такой царь был первый разбойник из других таких же разбойников. Греки называли самовластного царя "тираном"; это означало на их языке человека, который управляет народом, не желая вовсе знать собственных желаний народа, народной воли, то есть управляет без всенародного согласия. А у скифов болыие всего славились те их цари, которые больше воевали, грабили и проливали человеческую кровь. Выходило само собой так, что скифские цари то и дело старались как-нибудь поживиться от богатых греческих городов.
Нередко скифские цари были сильнее греческих городов и заставляли их платить себе дань. Они то и дело увеличивали эту дань, и чем дальше, тем больше. Казалось, этому и конца небудет. Волей-неволей греки должны были защищать свою жизнь, своё добро от насильников. Приходилось им браться за мечи, сопротивляться. Так начинались между ними и скифами войны, иной раз очень кровопролитные.