Римские владения в нынешней России
Так окончились кровавые войны Митридата. Его деяния долго был памятны жителям северных берегов Чёрного моря. Митридат оставил по себе кровавую память. До сих пор около Керчи есть высокий холм, ко-торый называется Митридатовой горой. До Митридата греческие поселения и город в нынешней южной России держались отдельно одно от другого. А Митридат объединил их под своею властью. И Херсонес, и Пантикапея, и многие другие города вошли в состав его царства. До царя Митридата скифы жил совсем в стороне от римлян, и римские дела вовсе не касались их. А при царе Митрида-те скифы первый раз столкнулись с римлянами. При нём в нынешней Русской земле появились владения римских императоров. Город Херсонес был одно время совсем римским городом, и в нём стояли гарнизоны римских солдат. А город Пантикапея (Керчь) несколько сот лет признавал над собой власть Рима, и пантика-пейские цари даже писали в своих указах, что они "друзья римских императоров". Значит, в те времена римское могущество простиралось через всю южную Россию до самой реки Дона.
Но римлянам не очень-то нравилась нынешняя Россия. Она казалась им и холодной, и неуютной, потому что их родина Рим находится в такой стране, которая гораздо теплее и плодороднее, и приветливее, чем черноморские степи. Римляне говорили о тех местах, где мы теперь живём: "Эти страны - край света. В них есть такие места, где не могут жить ни люди, ни боги".
От Рима до черноморских степей очень далеко - гораздо дальше, чем от Греции. И всё-таки тысячи две лет тому назад римляне уже имели дела с нашей теперешней родиной и владели в ней некоторыми странами. И это сделалось по вине и при помощи царя Митридата. После него нынешняя Русская земля уже не стояла особняком даже от далёкого Рима, её интересы спутались с римскими интересами.
Так бывало всегда и везде. Сначала отдельные племена, разделённые большими пространствами земли, живут сами по себе, и у каждого племени свои особые интересы; но идут года, - и интересы разных народов между собою перемешиваются, народы сталкиваются друг с другом и по военным, и по торговым и разным другим делам, и в конце концов ни один народ не может жить, отгородившись вроде как каменной стеной от других народов; хоть и есть своя собственная особая жизнь у каждого народа в отдельности, и хоть есть и свои собственные интересы, но мало-помалу появляются у всех народов интересы и общие. Так было везде, так случилось и с Русской землёй. Жизнь народов, жизнь всего человечества - тот же круговорот, и в этот общий круговорот мало-помалу втягиваются все племена, все государства, какие только есть на земле, даже самые далёкие и дикие. Далеко от нынешней Русской земли до Рима, а в конце концов вышло так, что и римские дела повлияли на жизнь народов, которые вели полудикую кочевую жизнь в черноморских степях. Между всеми племенами и народами есть какие-то невидимые связи. Перемены в одной стране находят отголосок в других странах. Так было и среди полудиких и диких племён, которые населяли когда-то нынешнюю Русскую землю.
Уже было сказано, что этих племён насчитывалось в те времена немало, - жили тогда в нынешней Русской земле племена финские, славянские, германские, литовские, скифские и разные другие. Жили и как-никак сталкивались между собою. Сталкивались - и кое-что перенимали друг от друга: то нравы, то обычаи, то военные ухватки, а то и слова чужого языка, - например, для названия каких-нибудь иноплеменных изделий, или иноплеменных богов, - и всякие другие иноплеменные слова, коли не находилось никаких подходящих слов на своём родном языке, для выражения каких-нибудь новых мыслей. Таким способом кой-какие скифские нравы и слова вошли в жизнь греков, а греческие нравы и слова в язык скифов. Скифы переняли кой-что от финнов, финны от славян, славяне тоже не стояли в стороне ни от финнов, ни от скифов.