Демонтаж коленвала при ремонте автомобиля
Достаточно большие проблемы в ремонте автомобилей и ремонте двигателей возникают иногда при отворачивании центрального болта (гайки) шкива коленчатого вала. Эта операция требует специального инструмента для ремонта автомобилей и ремонта двигателей - торцевых ключей, желательно с квадратом на 3/4. Прежде всего, необходимо застопорить коленчатый вал относительно блока цилиндров.
Наиболее удобно использовать здесь заостренный рычаг, опирающийся с одной стороны, на болт, вставленный в отверстие заднего фланца двигателя, и с другой - на зубья маховика.
Достаточно большие проблемы при ремонте автомобилей и ремонте двигателей возникают иногда при отворачивании центрального болта (гайки) шкива коленчатого вала. Эта операция требует специального инструмента для ремонта автомобилей и ремонтра двигателей - торцевых ключей, желательно с квадратом на 3/4. Прежде всего, необходимо застопорить коленчатый вал относительно блока цилиндров. Наиболее удобно использовать здесь заостренный рычаг, опирающийся с одной стороны, на болт, вставленный в отверстие заднего фланца двигателя, и с другой - на зубья маховика. Для этой же цели можно применять специальные приспособления для ремонта автомобилей в виде зубчатых секторов, однако они не универсальны, т.е. на некоторые двигатели не подходят. Нельзя стопорить коленчатый вал рычагами с внутренней стороны блока, например, между стенкой блока и щеками коленчатого вала - это опасно, т.к. можно легко повредить блок.
При отворачивании болта (гайки) шкива коленчатого вала следует использовать рычаг длиной не менее 1 м. Если болт не страгивается даже при моментах свыше 700-800 Нм (это характерно для болтов, заворачиваемых на специальном клею), можно попробовать следующее:
1) обстучать головку болта. Для этого через медную выколотку по головке болта наносится 3 -5 сильных ударов молотком;
2) нагреть до 300-350° головку болта газовой горелкой. Этот способ достаточно эффективен, но приводит к повреждению переднего сальника коленчатого вала, а иногда и демпфера крутильных колебаний. Для гайки коленчатого вала, кроме указанных выше, возможен способ, предусматривающий ее распиливание вдоль резьбы. Однако подобный способ требует замены гайки.
Снятие шкива и других деталей с хвостовика коленчатого вала выполняется резьбовыми съемниками. Основное требование к этой операции - центральный болт съемника должен упираться в коленчатый вал только через специальную опору. Попытка упереть болт непосредственно в коленчатый вал приводит к повреждению базовой центровой фаски, а при небольшой разнице между диаметром болта и внутренним диаметром резьбы - к развальцовыванию хвостовика и невозможности снять детали. Реже, обычно в случае отсутствия резьбовых отверстий на шкиве, применяются универсальные съемники. При снятии деталей следует проявить осторожность и аккуратность, чтобы не повредить и не сломать их. Особая осторожность требуется при снятии шкивов зубчатых ремней, если они имеют торцевые направляющие поверхности или специальные диски - их деформация может в дальнейшем приводить к подрезу края и быстрому выходу из строя зубчатых ремней.
Неопытные механики часто не могут отличить выступающую центральную часть шкива от хвостовика коленчатого вала и упирают в нее болт съемника. Результатом будет поломка съемника или детали. Для снятия шкива в подобных конструкциях следует завернуть болт коленчатого вала не до конца и упереть в него болт съемника.
При снятии шкивов и, особенно, гасителей крутильных колебаний с хвостовика коленчатого вала не рекомендуется применение молотка. Обычно молотком легко повредить шкивы. Неумелое обращение с молотком при работе с двигателем часто приводит вообще к необходимости замены тех или иных деталей.
После описанной операции демонтируется сцепление (для автомобилей с механической коробкой передач) и маховик. При снятии этих деталей не помешает сделать на них метки, если они ставятся неоднозначно. При отворачивании болтов сцепления и маховика используется описанное выше приспособление. Для того, чтобы не повредить болты, особенно с внутренними шлицами, может потребоваться их "обстукивание". Иногда для таких болтов удобна ударная отвертка, одновременно "обстукивающая" и отворачивающая болт.
Разборка двигателя завершается снятием крышек коренных подшипников и демонтажем коленчатого вала из блока. Перед снятием крышек коренных подшипников необходимо проверить их нумерацию. Обычно крышки имеют номера по возрастающей от хвостовика коленчатого вала, однако некоторые двигатели могут иметь обратную нумерацию. Последующая ошибка при сборке приведет к выходу двигателя из строя.
После отворачивания болтов крышки не всегда легко отсоединяются от блока, особенно, если крышки и блок имеют высокие боковые центрирующие поверхности или высокие втулки. Обычно снятие упрощается при установке в отверстие крышки вместо болта стержня, которым крышка "раскачивается" и быстро снимается. Сложнее снять крышки блока, выполненные за одно целое, т.к. для их герметизации при соединении с блоком используются различные клеи и герметики. При снятии важно не только "оторвать" крышки от блока (например, с помощью рычагов с разных сторон блока), но и не повредить плоскости сопряжения деталей.
При отворачивании болта (гайки) шкива коленчатого вала следует использовать рычаг длиной не менее 1 м. Если болт не страгивается даже при моментах свыше 700-800 Нм (это характерно для болтов, заворачиваемых на специальном клею), можно попробовать следующее:
1) обстучать головку болта. Для этого через медную выколотку по головке болта наносится 3 -5 сильных ударов молотком;
2) нагреть до 300-350° головку болта газовой горелкой. Этот способ достаточно эффективен, но приводит к повреждению переднего сальника коленчатого вала, а иногда и демпфера крутильных колебаний. Для гайки коленчатого вала, кроме указанных выше, возможен способ, предусматривающий ее распиливание вдоль резьбы. Однако подобный способ требует замены гайки.
Снятие шкива и других деталей с хвостовика коленчатого вала выполняется резьбовыми съемниками. Основное требование к этой операции - центральный болт съемника должен упираться в коленчатый вал только через специальную опору. Попытка упереть болт непосредственно в коленчатый вал приводит к повреждению базовой центровой фаски, а при небольшой разнице между диаметром болта и внутренним диаметром резьбы - к развальцовыванию хвостовика и невозможности снять детали. Реже, обычно в случае отсутствия резьбовых отверстий на шкиве, применяются универсальные съемники. При снятии деталей следует проявить осторожность и аккуратность, чтобы не повредить и не сломать их. Особая осторожность требуется при снятии шкивов зубчатых ремней, если они имеют торцевые направляющие поверхности или специальные диски - их деформация может в дальнейшем приводить к подрезу края и быстрому выходу из строя зубчатых ремней.
Неопытные механики часто не могут отличить выступающую центральную часть шкива от хвостовика коленчатого вала и упирают в нее болт съемника. Результатом будет поломка съемника или детали. Для снятия шкива в подобных конструкциях следует завернуть болт коленчатого вала не до конца и упереть в него болт съемника.
При снятии шкивов и, особенно, гасителей крутильных колебаний с хвостовика коленчатого вала не рекомендуется применение молотка. Обычно молотком легко повредить шкивы. Неумелое обращение с молотком при работе с двигателем часто приводит вообще к необходимости замены тех или иных деталей.
После описанной операции демонтируется сцепление (для автомобилей с механической коробкой передач) и маховик. При снятии этих деталей не помешает сделать на них метки, если они ставятся неоднозначно. При отворачивании болтов сцепления и маховика используется описанное выше приспособление. Для того, чтобы не повредить болты, особенно с внутренними шлицами, может потребоваться их "обстукивание". Иногда для таких болтов удобна ударная отвертка, одновременно "обстукивающая" и отворачивающая болт.
Разборка двигателя завершается снятием крышек коренных подшипников и демонтажем коленчатого вала из блока. Перед снятием крышек коренных подшипников необходимо проверить их нумерацию. Обычно крышки имеют номера по возрастающей от хвостовика коленчатого вала, однако некоторые двигатели могут иметь обратную нумерацию. Последующая ошибка при сборке приведет к выходу двигателя из строя.
После отворачивания болтов крышки не всегда легко отсоединяются от блока, особенно, если крышки и блок имеют высокие боковые центрирующие поверхности или высокие втулки. Обычно снятие упрощается при установке в отверстие крышки вместо болта стержня, которым крышка "раскачивается" и быстро снимается. Сложнее снять крышки блока, выполненные за одно целое, т.к. для их герметизации при соединении с блоком используются различные клеи и герметики. При снятии важно не только "оторвать" крышки от блока (например, с помощью рычагов с разных сторон блока), но и не повредить плоскости сопряжения деталей.