Система классификации моторных масел ССМС
Комитет производителей автомобилей Европейского Общего Рынка - ССМС (Committee of Common Market Automobile Constructors) был основан в 1972 году. В 1975 году ССМС опубликовал требования к качеству моторных масел применяемых в двигателях европейской сборки. Первые спецификации имели много общего с американскими спецификациями API и MIL. До 1996 года качество европейских моторных масел регламентировалось спецификацией ССМС - "ССМС ряды европейских моторных масел, применяемых для сервисного обслуживания"
Комитет производителей автомобилей Европейского Общего Рынка - ССМС (Committee of Common Market Automobile Constructors) был основан в 1972 году. В 1975 году ССМС опубликовал требования к качеству моторных масел применяемых в двигателях европейской сборки. Первые спецификации имели много общего с американскими спецификациями API и MIL. До 1996 года качество европейских моторных масел регламентировалось спецификацией ССМС - "ССМС ряды европейских моторных масел, применяемых для сервисного обслуживания" (CCMC European Oil Sequences for Service-Fill Oils). Последнее издание этой спецификации появилось в апреле 1991 года под номерами FL/19/91, Fl20/91. В 1991 году спецификация была переработана с учетом новых требований по продлению интервалов замены моторного масла и требований по увеличению термической и окислительной стабильности, ввиду применения новых составов топлива и ужесточения эксплуатационных условий работы новейших двигателей.
Все это привело к введению дополнительных спецификаций моторных масел:
ССМС G4, CCMC G5;
CCMC D4, CCMC D4;
CCMC PD2.
Спецификация моторных масел ССМС G4:
с 1989 года заместила спецификацию ССМС G2;
масла нормальной вязкости SAE 10W-XX, SAE 15W-XX и SAE 20W-XX;
более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
ужесточены требования к противокислительной стабильности, шламообразованию и износу деталей двигателя.
Спецификация моторных масел CCMC G5:
с 1989 года заместила спецификацию моторных масел CCMC G3;
маловязкие легкотекучее моторные масла SAE 5W-XX и SAE 10W-XX;
более высокие требования к качеству, чем по спецификации моторных масел API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
по сравнению с моторными маслами CCMC G4 ужесточены требования к противокислительной стабильности, моющим и противоизносными свойствам.
Спецификация моторных масел CCMC PD2:
с 1989 года заместила спецификацию моторных масел CCMC PD1;
ужесточены требования к залеганию (закоксовыванию) поршневых колец и степени износа коромысел клапанов.
Спецификация моторных масел CCMC D4:
с 1989 года заместила спецификацию моторных масел CCMC D2;
моторные масла предназначены для мощных двигателей коммерческих автомобилей, работающих в условиях больших нагрузок;
более высокие эксплуатационные требования, чем у CCMC D2, особенно по износу стенок цилиндров и коромысел клапанов;
уменьшенный выброс сажи.
Спецификация моторных масел CCMC D5:
с 1989 года заместила спецификацию моторных масел CCMC D3;
моторные масла предназначены для мощных высокоскоростных двигателей коммерческих автомобилей магистрального типа, работающих в тяжелых условиях;
продленный интервал замена моторных масел;
более высокие эксплуатационные требования, чем CCMC D3, особенно по полированию стенок цилиндров;
уменьшенный износ коромысел клапанов;
уменьшенный выброс сажи;
соответствует спецификациям на моторные масла SHPD.
Прежние спецификации системы моторных масел CCMC соответствовали следующим американским спецификациям и стандартам:
- CCMC G1 - соответствовала API SE;
- CCMC G2 - соответствовала API SF;
- CCMC G3 - маловязкие всесезонные моторные масла, превышающие требования API SF;
- CCMC РD1 - соответствовала API CD/SE;
- CCMC D1 - соответствовала спецификации MIL-L-46152 A;
- CCMC D2 - соответствовала спецификации MIL-L-2104 C;
- CCMC D3 - масла SHPD для европейских мощных и высокоскоростных дизельных двигателей.
Система классификации моторных масел ССМС действовала до конца 1995 года.
Система классификации моторных масел АСЕА
В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructers Europeans d'Automo2biles - Association of European Car Makers), которая взяла на себя функции ССМС, прекратившего свою деятельность в 1996 году. АСЕА создала новую систему классификации моторных масел, которая заменила систему моторных масел ССМС. Оценка качества моторных масел стала производиться, в основном, по европейским методам испытаний, разработанным Европейским координационным советом СЕС.
Система моторных масел АСЕА действует с 1996 года, с момента опубликования документации о требованиях по качеству для европейских моторных масел - "АСЕА ряда европейских моторных масел" (АСЕА European Oil Sequences, FL/52/95). В этом документе указаны обязательные лабораторные и моторные испытания, контрольные показатели качества моторных масел, которые применяются при техническом обслуживании автомобилей. В марте 1998 года было опубликовано новое издание спецификаций, которые вступили в силу с марта 1999 года. С этого времени вновь выпускаемые моторные масла должны маркироваться со ссылкой на новые спецификации 1998 года. В апреле 2000 года планируется запретить ссылку на спецификации 1996 года.
моторные масла разделяются на три класса:
А - класс моторных масел для бензиновых двигателей;
В - класс моторных масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty) устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности;
Е - класс моторных масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).
Уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами. Дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификаций (например, АСЕА Е2-96 или АСЕА Е4-99). Требования европейских стандартов к качеству моторных масел, являются более строгими, чем американских. В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:
более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
меньшей массой двигателей;
большей удельной мощностью;
большими допустимыми скоростями передвижения;
более тяжелыми городскими режимами.
Ввиду этих особенностей, испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.
Европейская система классификации моторных масел АСЕА предусматривает лабораторные и моторные (стендовые) испытания, при помощи которых проверяются показатели качества для обеспечения гарантированной и непрерывной смазки двигателей при любых эксплуатационных и температурных условиях с учетом особенностей в Европе. Особое внимание уделено моющим свойствам, т.к. считается, что они являются одними из основных, обеспечивающих надежную и бесперебойную работу двигателей.
Новые требования к моторным маслам 1998-1999 годов предусматривают включение новых испытаний и ужесточение требований по результатам существовавших испытаний.
Все это привело к введению дополнительных спецификаций моторных масел:
ССМС G4, CCMC G5;
CCMC D4, CCMC D4;
CCMC PD2.
Спецификация моторных масел ССМС G4:
с 1989 года заместила спецификацию ССМС G2;
масла нормальной вязкости SAE 10W-XX, SAE 15W-XX и SAE 20W-XX;
более высокие требования к качеству, чем по спецификации API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
ужесточены требования к противокислительной стабильности, шламообразованию и износу деталей двигателя.
Спецификация моторных масел CCMC G5:
с 1989 года заместила спецификацию моторных масел CCMC G3;
маловязкие легкотекучее моторные масла SAE 5W-XX и SAE 10W-XX;
более высокие требования к качеству, чем по спецификации моторных масел API SG, особенно по степени износа клапанных коромысел и по склонности к образованию высокотемпературных отложений;
по сравнению с моторными маслами CCMC G4 ужесточены требования к противокислительной стабильности, моющим и противоизносными свойствам.
Спецификация моторных масел CCMC PD2:
с 1989 года заместила спецификацию моторных масел CCMC PD1;
ужесточены требования к залеганию (закоксовыванию) поршневых колец и степени износа коромысел клапанов.
Спецификация моторных масел CCMC D4:
с 1989 года заместила спецификацию моторных масел CCMC D2;
моторные масла предназначены для мощных двигателей коммерческих автомобилей, работающих в условиях больших нагрузок;
более высокие эксплуатационные требования, чем у CCMC D2, особенно по износу стенок цилиндров и коромысел клапанов;
уменьшенный выброс сажи.
Спецификация моторных масел CCMC D5:
с 1989 года заместила спецификацию моторных масел CCMC D3;
моторные масла предназначены для мощных высокоскоростных двигателей коммерческих автомобилей магистрального типа, работающих в тяжелых условиях;
продленный интервал замена моторных масел;
более высокие эксплуатационные требования, чем CCMC D3, особенно по полированию стенок цилиндров;
уменьшенный износ коромысел клапанов;
уменьшенный выброс сажи;
соответствует спецификациям на моторные масла SHPD.
Прежние спецификации системы моторных масел CCMC соответствовали следующим американским спецификациям и стандартам:
- CCMC G1 - соответствовала API SE;
- CCMC G2 - соответствовала API SF;
- CCMC G3 - маловязкие всесезонные моторные масла, превышающие требования API SF;
- CCMC РD1 - соответствовала API CD/SE;
- CCMC D1 - соответствовала спецификации MIL-L-46152 A;
- CCMC D2 - соответствовала спецификации MIL-L-2104 C;
- CCMC D3 - масла SHPD для европейских мощных и высокоскоростных дизельных двигателей.
Система классификации моторных масел ССМС действовала до конца 1995 года.
Система классификации моторных масел АСЕА
В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructers Europeans d'Automo2biles - Association of European Car Makers), которая взяла на себя функции ССМС, прекратившего свою деятельность в 1996 году. АСЕА создала новую систему классификации моторных масел, которая заменила систему моторных масел ССМС. Оценка качества моторных масел стала производиться, в основном, по европейским методам испытаний, разработанным Европейским координационным советом СЕС.
Система моторных масел АСЕА действует с 1996 года, с момента опубликования документации о требованиях по качеству для европейских моторных масел - "АСЕА ряда европейских моторных масел" (АСЕА European Oil Sequences, FL/52/95). В этом документе указаны обязательные лабораторные и моторные испытания, контрольные показатели качества моторных масел, которые применяются при техническом обслуживании автомобилей. В марте 1998 года было опубликовано новое издание спецификаций, которые вступили в силу с марта 1999 года. С этого времени вновь выпускаемые моторные масла должны маркироваться со ссылкой на новые спецификации 1998 года. В апреле 2000 года планируется запретить ссылку на спецификации 1996 года.
моторные масла разделяются на три класса:
А - класс моторных масел для бензиновых двигателей;
В - класс моторных масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty) устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности;
Е - класс моторных масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).
Уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами. Дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификаций (например, АСЕА Е2-96 или АСЕА Е4-99). Требования европейских стандартов к качеству моторных масел, являются более строгими, чем американских. В Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:
более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
меньшей массой двигателей;
большей удельной мощностью;
большими допустимыми скоростями передвижения;
более тяжелыми городскими режимами.
Ввиду этих особенностей, испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.
Европейская система классификации моторных масел АСЕА предусматривает лабораторные и моторные (стендовые) испытания, при помощи которых проверяются показатели качества для обеспечения гарантированной и непрерывной смазки двигателей при любых эксплуатационных и температурных условиях с учетом особенностей в Европе. Особое внимание уделено моющим свойствам, т.к. считается, что они являются одними из основных, обеспечивающих надежную и бесперебойную работу двигателей.
Новые требования к моторным маслам 1998-1999 годов предусматривают включение новых испытаний и ужесточение требований по результатам существовавших испытаний.